44-ФЗ в 2019 году

Изменения в 44-ФЗ в 2019 году.

Как рассматривалось ранее, 1 января 2019 года принесло ряд изменений нормативных актов, касающихся государственных закупок. И это только начало. 1 апреля вышел новый закон, который внес поправки в ФЗ №44, в части, рассматриваемой системы контроля. 1 мая 2019 года ознаменовалось принятие еще трех нормативных актов, изменяющих положения Закона. Поправки вступают в силу в разное время, некоторые дожидаются своего часа еще с 2018 года. Чтобы не запутаться, нужно четко представлять, когда именно вступают в силу внесенные поправка. Попробуем систематизировать нововведения, и рассказать подробно о каждом из них.

Что изменилось 1 мая 2019 года

Первое значимое событие в сфере закупок — изменение с 1 мая 2019 года способа закупки услуг, оказываемых в рамках оздоровления и организации отдыха несовершеннолетних. Теперь, как сообщает ФЗ-44, электронный аукцион при проведении процедуры не используется. Чтобы закупить указанные услуги заказчику придется организовать специальный конкурс. Причем с ограниченным участием. Подобные нюансы раскрыты в 3 пункте 2 части статьи 56.1 ФЗ-44. Правило не распространяется на:

  • закупки, при которых весь объем услуг приобретается у одного исполнителя;
  • случаи, когда закупаются услуги посредством проведения запроса котировок.

Указанные услуги, предоставляемые в сфере отдыха и оздоровления детей, при всех нововведениях продолжают выступать как случаи отнесения к ТРУ (товары, работы и услуги). И выполнить их могут только исполнители, либо поставщики или подрядчики с соответствующим уровнем квалификации ввиду их специализированного характера. Подобные основания выступают причиной необходимости проведения конкурса с ограниченным участием. Закрепляют подобную характеристику, которой должен обладать аукцион по ФЗ-44 в 1 пункте части 3 статьи 56.1.

Но без трудностей толкования не обошлось. Ведь другое положение, которое содержит 44-ФЗ, а именно 1 пункт 2 части статьи 56.1, разрешает заказчикам использовать электронные аукционы при закупке ТРУ. Соответственно, налицо противоречие между третьим и первым пунктом статьи 56.1. Чтобы решить его, достаточно пересмотреть Постановление Правительства №99 и убрать 9 пункт из Приложения №2. Однако подобное изменение нормативные акты для 44 ФЗ 2019 года не предусматривают.

Изменения в 44-ФЗ в 2019 году

Что изменилось 12 мая 2019 года

Федеральный закон №44 изменяется постоянно. И с 12 мая вступили силу 8 нововведений, о которых следует знать любому заинтересованному лицу. Рассмотрим каждое из них подробно:

  1. Для определения размеров ответственности при нарушении стороной предусмотренных в договоре условий теперь используется процент от оговоренной цены контракта. Он рассчитывается на основании Постановления Правительства №1042, действующего с 30 августа 2017 года. Ранее компенсация обозначалась в виде фиксированной суммы.
  2. При расчете сроков оплаты необходимо в первую очередь учитывать положения специального законодательства. И только если соответствующих положений последнее не содержит, прибегать к указаниям, содержащимся в части 13.1 статьи 34 ФЗ №44.
  3. Не нужно составлять отчеты, что предусмотренный контракт по 44-ФЗ исполнен. Также отменяется необходимость предоставлять результаты по выполнению отдельных этапов договора. Подобные изменения вводятся в связи с утратой силы 9-12 части статьи 94 44-ФЗ, последняя редакция которого уже действует с 12 мая.
  4. Новым правом наделяется Правительство РФ. Он может утверждать Порядок установления требований к формированию сведений и размещению документов на электронных площадках, а также ЕИС. Это касается и специализированной информации.
  5. Разработка типовых образцов контрактов, а также условий подобных соглашений, переходит под ведомство Министерства Финансов, если профильные ведомства еще не утверждали формы документа.
  6. Перенесена на 1 января 2020 года дата запуска подведомственной государству информационной системы, призванной отслеживать действия или бездействия участников контрактной системы. Предполагалось, что сервис начнет работу уже 1 октября 2019 года.
  7. Отменена обязанность предоставлять документацию при поступлении жалобы в административный орган. Ранее лица должны были обязательно собрать бумаги о закупке, сформированные протоколы, заявки. Объем необходимой для рассмотрения жалобы документации измерялся тысячами страниц. Но теперь вся информация будет размещена на сайте ЕИС. И создавать ее бумажные копии не требуется. Тем более, что приоритет при наличии расхождений отдается именно электронным сведениям.
  8. Изменились сроки размещения сведений о поставщиках в РПН (Реестр недобросовестных поставщиков). Вместо 10 дней, предусмотренных ранее, ФАС должна уложиться в 5 дней. Время, отведенное на обжалование действий заказчика, а также ответственного учреждения также сократилось с 10 до 5 дней. Отсчет начинается с даты размещения протокола.

Что меняется с 1 июня 2019 года

Для 44-ФЗ год выдался богатым на поправки. В начале лета также вступает в силу ряд нормативных актов, вносящих изменения в 44-ФЗ в 2019 году. Чтобы не нарушить действующее законодательство важно ознакомиться с ними заранее.

Изменение контроля в области закупок

Если участник закупок, информация о котором содержится в РНП, подает жалобу, то она возвращается обратно без рассмотрения. Однако важно иметь ввиду одно условие. Обжалуемая закупка содержать в себе требование об отсутствии в РНП участников закупки.

На компании, зарегистрированные в качестве юридических лиц, но не являющиеся государственными или муниципальными учреждениями, распространяются положения ФЗ №44 в части, определяющей мониторинг, контроль и аудит закупок. При условии, что им выделены бюджетные инвестиции, обозначенные в 80 статье БКР, в связи с чем закупки организуются в соответствии с ФЗ-44.

Совмещать функции уполномоченного и контрольного органа запрещено. Разрешается подобное только контрольным органам муниципальных краев и городских округов, а также определенным осуществляющим контроль ведомствам, которым выдано разрешение:

  • органам местного самоуправления;
  • исполнительной властью региона РФ;
  • Федеральной исполнительной властью или ее органом;
  • Правительством РФ;
  • Президентом.

Должностные лица также не вправе совмещать некоторые функции. Это касается одновременного исполнения полномочий по контролю и контрактного управляющего.

Если есть договор между субъектом РФ и муниципалитетом, включенным в состав региона, то органами исполнительной власти субъекта могут наделяться особой функцией — контроль в сфере закупок. То есть по факту последние наделяются полномочиями органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Четко регламентирован порядок контроля сферы закупок. Он должен быть принят Правительством РФ и предусматривать:

  • особенности проведения проверок. То есть устанавливать их предмет, срок, форму, частоту проведения, а также особенности организации процедуры. При подготовке к проверке, а также в ходе ее проведения необходимо обращать внимание на категорию риска, к которой относится субъект. А также учитывать оценку возможности несоблюдения требований законов РФ и других нормативных актов, регулирующих контрактную систему.
  • критерии, позволяющие отнести к определенной категории риска субъект проверки;
  • порядок исполнения предписаний, которые составляет наделенное правом контроля ведомства, а также сроки их направления и выполнения;
  • составление списка занимающих определенные должности лиц, которые наделяются правом проводить проверки. Отдельно нужно обозначить ответственность контролера, его права и обязанности;
  • возможные действия органа контроля закупок, либо наделенных правом проверяющих должностных лиц, если составленные ими предписания игнорируются, либо субъекты контроля подозреваются в совершении административных или уголовных правонарушений;
  • регламент применения ЕИС, а также описание ведение документооборота при осуществлении контроля с использованием системы.

Также обозначаются случаи, когда контролирующий орган вправе инициировать проверку по причине получения сведений о признаках, предусмотренных законом или другими нормативными актами нарушений при работе по контрактной системе. Инициируется проверка в следующих ситуациях:

  1. Поступило заявление, что обнаружены признаки правонарушения нормативно-правовых актов, регламентирующих работу по контрактной системе от осуществляющих контроль в сфере закупок юр.лиц, общественных организаций, или физлиц.
  2. Если орган контроля самостоятельно обнаружил нарушение закона.
  3. Если информация о нарушении содержится в сообщениях средств массовой информации.

Изменения в отношении закупок “без объема”

До 1 июня использовать право на совершение закупки, когда количество необходимого товара, либо объем необходимых услуг или работ неизвестен, закон разрешает только в определенных ситуациях. Федеральный Закон №44 обозначает их перечень в статье 42, пункте 2. Подобным образом могут быть закуплены:

  1. Работы, подразумевающие проведение ремонта оборудования или техники, либо их обслуживание.
  2. Услуги юриста.
  3. Услуги связи.
  4. Перевозка грузов или пассажиров.
  5. Медицинские услуги.
  6. Работы по оценке.
  7. Образовательные услуги.
  8. Услуги гостиничные, либо по организации общественного питания.
  9. Услуги по переводу.

Теперь подобные ограничения для заказчиков сняты. Последним дается право самостоятельно определять ситуации, когда рассчитать объем нельзя. Это правило касается как услуг, так и товаров. Однако необходимо правильно отобразить информацию о ТРУ и контракте по закупке в ЕИС:

  1. Указать начальную цену единицы.
  2. Обозначать начальную стоимость сумм.
  3. Выставить максимальную цену контракта.

Определять величины будет заказчик. Однако при расчетах важно учитывать требования к ТРУ, реализуемых в рамках закупки. Они, согласно 19 статье ФЗ №44, обозначены в специальных актах нормирования. Цена же за единицу ТРУ определяется с учетом положений 22 статьи Закона.

От максимальной цены контракта напрямую зависит размер обеспечения его исполнения, а также обеспечение самой заявки. Договор предусматривает порядок, позволяющий определить объем выполняемых на основании заявок услуг или работ, а также рассчитать количество товара.

В проект контракта при его заключении при помощи ЕИС вносится как стоимость единицы ТРУ, так и максимально возможное значение цены контракта. Цена единицы определяется в ходе конкурентной процедуры. При этом производится снижение начальной стоимости обозначенных в извещении единиц пропорционально уменьшения стартовой суммы цен единиц ТРУ.

Если рассматривать ФЗ №44, можно увидеть, что понятия “начальная сумма цен единиц ТРУ” и “НМЦК” (начальная максимальная цена контракта) уравниваются. Подобное можно сказать и в отношении определений “сумма цен единиц ТРУ” и “цена контракта”. Определяется, что при проведении закупок без указания объема:

  • указывается максимальная стоимость контракта и сумма цен единиц ТРУ вместо твердой цены;
  • указание суммы цен, которая уменьшена на 25% по отношению к изначальному показателю, становится причиной применения антидемпинговых мер;
  • преимущества, предусмотренные для организаций уголовно-исполнительной системы, а также для учреждений инвалидов, рассматриваются в отношении суммы цен единиц ТРУ;
  • на основании суммы цен единиц ТРУ оцениваются как заявки, и так окончательные предложения.

Установлен только один запрет на использование закупки без объема. Подобным способом нельзя приобретать медицинские и лекарственные препараты.

Реестр аккредитованных участников электронных площадок

На операторов площадок указанного типа налагается обязанность формировать и вести реестры аккредитованных участников, подавших заявки на закупку. В списки обязательно включаются следующие сведения:

  1. Для юридических лиц — название организации. Допускается указание фирменного наименование при наличии такового.
  2. Для физических лиц и ИП — ФИО.
  3. ИНН.
  4. Время, когда произведена аккредитация заявителя на площадке.
  5. Другие документы, указанные в положениях 44 ФЗ.

Обновление механизма реализации дополнительных требований к участникам

Закупка определенных ТРУ сопровождается предъявлением дополнительных условий для участия. Перечень составлен Правительством РФ и утвержден в Постановлении №99 от 4 февраля 2015 года. Соответствие требованиям необходимо подтвердить документально. Доказывающие бумаги прикрепляются непосредственно к подаваемой заявке. Для их проверки заказчик формирует особые комиссии.

Подобные правила действовали до 1 июня 2019 года. Теперь порядок подтверждения соответствия несколько изменился:

  1. Подтверждающие бумаги направляются оператору электронной площадки. При этом аккредитованные участники обязаны предоставить документацию по каждому ТРУ отдельно.
  2. На принятие решения оператору дается 5 дней. Срок отсчитывается со дня, следующего за днем получения документации. По каждому ТРУ, по которому предоставлены документы, выносится отдельное решение. Оно может быть двух видов:
    1. содержащее отказ по просьбе о включении документации в реестр аккредитованных участников. При отклонении заявки обязательно приводится обоснование принятого решения. В качестве причин указывают:
      1. несоответствие предоставленных бумаг нормам, регламентированным в Постановлении правительства №99;
      2. порядок отправки или взаимодействия оператора и участника нарушен. Норы находятся в разработке.
    2. положительный ответ о размещении документов.

С 1 июня рассматриваться по отдельным ТРУ, установленным в Постановлении Правительства, будут только заявки, сопровождающиеся прикреплением подтверждающей соответствие требованиям документации. Последняя должна быть включена оператором в реестр. В составе второй части заявок предоставлять подтверждение не требуется. Заказчикам информация о подтверждении соответствия направляется непосредственно оператором ЭП из документов, отраженных в реестре аккредитованных участников, совместно с предоставлением второй части заявок.

Если подтверждение о соответствии участника не включено в реестр, оператор площадки возвращает поданную заявку. Возврат происходит и в случае установления несоответствия документации требованиям Постановления Правительства №99.

Несмотря на возложенную на операторов электронных площадок обязанность по контролю, нельзя сказать, что проверка соответствия дополнительным требованиям находится полностью под их юрисдикцией. Заказчиком также может реализовываться возврат заявки на участие “по вторым частям”, если обнаружено несоответствие документации аукциона, отображение в предоставленных документах недостоверной информации, либо непредставление необходимых документов. 

Закупка в сфере строительства, в том числе капитального ремонта, реконструкции и сноса зданий: последние изменения

8 пункт 1 части статьи 33 ФЗ №44 также вступает в силу 1 июня. Он обозначает необходимость включения проектной документации при подаче бумаг на участие в закупках в обозначенных областях. Проект в обязательном порядке должен пройти процедуру утверждения, определенную нормативными актами в области градостроительства. В качестве исключений рассматриваются случаи, когда:

  • на объект не оформляется проектная документация;
  • планируется возведение здания “под ключ”, то есть в рамках закупки заключается контракт жизненного цикла, в том числе при проектировании объекта капстроительства.

ФЗ №44 в статье 33, а точнее в пунктах 1-3 части 1 указанного положения, регламентирует необходимость предоставления описания объекта закупки. Предоставление проектной документации свидетельствует о выполнении требования нормативного акта.

После вступления в силу изменений подать заявку на участие в аукционе стало проще. Если проектная документация включается в состав аукционной, участник в первой части заявки должен лишь обозначать согласие на выполнение в обозначенных заказчиком условиях требуемых работ. Согласие относится к категории исключительного и выполняется при помощи специальных средств электронной площадки — программно-аппаратных. Если оно присутствует, значит заявление на участие автоматически допускаются к рассмотрению. Это существенно облегчает работу собранной заказчиком аукционной комиссии. Теперь не требуется составлять протокол, содержащий сведения о рассмотрении первых частей заявок. Между окончанием срока, выделенного для подачи заявок и началом торгов в рамках аукциона, проходит всего 4 часа.

Изменения в отношении обеспечения исполнения контрактов

Средства, выступающие обеспечением исполнения договора, переводимые заказчиком поставщику после исполнения условий контракта, необходимо отправить в строго обозначенный срок. Правило касается и определенной части средств, если наблюдается предусмотренное в частях 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 ФЗ №44-ФЗ. уменьшение размеров обеспечения. Возврат производится в течение 30 дней. Отсчет начинается со дня, который следует за днем выполнения предусмотренных соглашением обязательств. Еще меньше времени отводится на возврат, если участие в аукционе принимали исключительно СОНКО или СНП — 15 суток.

Если закупки организовывались только для СНП и СОНКО, то нужно внимательно отнестись к расчету величины обеспечения. Она определяется в зависимости от стоимости заключенного контракта, чем отличается от обычных ситуаций, когда в расчет берется НМЦК. Когда в контракте прописывается обязанность по перечислению аванса, стоит учесть, что обеспечение не может быть меньше, чем авансовая выплата.

Предусмотрен для участника закупки и случай, когда предоставлять обеспечение не требуется. Освобождение учитывает в том числе и антидемпинговые меры. Чтобы его получить, потребуется:

  1. Убедиться, что произведено участие минимум в трех контрактах за последние 3 года, сумма которых превышает размер начальной максимальной цены контракта текущего. При этом важно, чтобы отсутствовали пени и штрафы.
  2. Взять подтверждение из реестра контрактов.
  3. Предоставить информацию до заключения контракта.

Если заказчик сообщает о необходимости включения обеспечения в пункты договора, в последнем обязательно прописываются действия поставщика, если у банка-гаранта отзывается лицензия. Исполнитель обязан в подобных случаях предоставить другое обеспечение контракта. На это отводится не более месяца со дня поступления соответствующего требования от заказчика. Если поставщик не укладывается в сроки, начинается начисление пени.

Величина обеспечения может уменьшаться во время исполнения обязательств по контракту. Подобное имеет место в следующих случаях:

  • если взамен обеспечения, которое предоставлялось банком, после отзыва лицензии у последнего, предоставляется иное обеспечение;
  • если поставщик инициирует изменение обеспечения по собственной инициативе;
  • если в соглашение вписаны этапы исполнения обязательств.

Уменьшение также инициируется, если заказчик предоставляет сведения для отображения в реестре контрактов об исполнении обязательств, либо отдельных обозначенных в договоре этапов, и, соответственно, об изменении цены контракта. Подобное правило введено 96 статьей №44-ФЗ, в части 7.2. Стоимость уменьшается пропорционально, в зависимости от цены выполненных в рамках контракта работ, за которые заказчиком произведена оплата, по следующим правилам:

  1. При предоставлении обеспечения в виде гарантии банка, заказчик не может требовать уплаты сумм, превышающих величину обеспечения, выведенную в соответствии со сведениями о выполнении поставщиком обязательств по договору, указанных в реестре контрактов.
  2. Для возврата части обеспечения, внесенного в твердой денежной сумме, поставщик должен подать заявление. Сумма, перечисляемая заказчиком, не может превышать рассчитанную на основании данных о контракте, внесенных в реестр, стоимость ТРУ.

Законодательно установлены и случаи, когда уменьшать обеспечение нельзя. Пункт 7.3 статьи 96 44-ФЗ вводит запрет на подобные операции, если:

  • начислены пени или штрафы;
  • поставщик не исполнил обязательства, за которые был выплачен аванс, то есть не предоставил ТРУ в объеме, соответствующем сумме полученных денежных средств.

Планируется наложить запрет на уменьшение в случаях, когда контракты будут признаны Правительством РФ важными для защиты прав, интересов, здоровья граждан, обеспечения безопасности и обороноспособности страны.

Реформы обеспечения гарантийных обязательств

Поставщик должен предоставить гарантийное обеспечение, если в описании закупаемого объекта установлено соответствующее требование. В контракте в подобных случаях отражается порядок предоставления и сроки выполнения обязательства. Размер последнего четко не определен законодательно, однако максимальная сумма не должна превышать 10% от НМЦК. Осуществляется предоставление гарантийных обязательств способами, определенными для обеспечения по исполнению договора. Прием у поставщика есть исключительное право изменить выбранный способ, даже если он уже приступил к выполнению пунктов соглашения. Например, исполнитель может предоставить обеспечение деньгами взамен банковской гарантии.

Заказчик в свою очередь может отказать в предоставлении договора о приемке ТРУ, если поставщик не предоставил обеспечение гарантийных обязательств, предусмотренных контрактом.

Нововведения в области антидемпинговых мер

Определен круг сведений, которые будут выступать как подтверждение добросовестности участника закупок. С 1 июля в качестве доказательств принимается информация:

  • подтверждающая, что участник в течение 3 лет, предшествующих дате подачи заявки на участие в закупке, исполнил заявки по трем контрактам, избежав начисления штрафов и пени.
  • отображенная в реестре, куда включены заключенные контракты заказчиков.

Вступающие изменения существенно упрощают действующие до указанного времени нормы.

Коснулась реформа и размеров цен контрактов, которые должны доказать добросовестность исполнителя. Теперь стоимость одного из них, используемых для подтверждения, должна составлять минимум 20% НМЦК закупки, которую планируется провести. До этого использовался показатель, равный 20% цены, по которой участникам закупки предлагалось заключить контракт. Изменение закрепляет 37 статья ФЗ №44 в части 3.

Ранее действовало правило, что, если в рамках контракта устанавливается необходимость предоставления аванса, договор, в случае снижения победителем закупки НМЦК свыше 25% без доказательства добросовестности, может быть заключен только при предоставлении обеспечения контракта в размере суммы, равной авансовому платежу. С 1 июля норма упраздняется. Взамен устанавливается запрет на перечисление аванса участнику, если он снизил НМЦК на 25%, а равно уменьшил на указанную величину сумму цен единиц ТРУ.

Реформы, касающиеся обеспечения заявки

После принятия 12 апреля 2018 года Постановления Правительства №432, возникли сложности с установлением размера обеспечения по контрактам, предусматривающим НМЦК 5 млн или менее. С 1 июля в связи с вступлением в силу поправок к ФЗ №44 проблема исчезнет. Для НМЦК, величина которых менее 20 млн рублей, установлены предельные границы размера обеспечения заявок. Он может устанавливаться в промежутке 0,5-1% НМЦК.

Теперь сведения об участниках закупки, а равно и о размере положенного для конкретной заявки обеспечения, не будут отправляться в банк. Оператор электронной площадки освобождается от подобной обязанности, если реестр банковских гарантий подтверждает, что гарантия обеспечения заявки участнику предоставлена.

Исключается также возможность выдачи оператором отказа по заявке в случае возникновения сбоя при взаимодействии с банком. Финансовые организации, на которых возложена обязанность ведения спецсчетов участников, должны самостоятельно передавать операторам ЭП сведения, касающиеся отсутствия денежных средств в достаточном количестве на счете, и информировать о невозможности блокировки.

Реагировать на запросы банк должен оперативно. Ответ о блокировке средств, либо невозможности проведения подобной операции должен отправляться оператору ЭП в течение часа с момента поступления сведений об участии держателя счета в закупке и размерах обеспечения по заявке. Если финансовая организация направляет отказ в ответ на запрос о блокировке, оператор должен вернуть заявку участнику.

Реформирование порядка проведения электронного аукциона

Сняты ограничения по сроку, в течение которого участники вправе подать заявку на участие в ЭА (электронный аукцион). Установленный ранее период в 15 дней продолжает действовать исключительно для закупок, с НЦКМ менее 300 млн. А также в случае контрактов в области строительства, капремонта, сноса или реконструкции объектов недвижимости, НЦКМ который составляет менее 2 млн. Правило действует даже в случаях, когда вносятся изменения в документацию аукциона или извещения.

Минимальный размер шага, установленный в размере 100 рублей, упраздняется. Теперь он исчисляется в процентах от НЦКМ и может составлять от 0,5% до 1%.

При проведении аукционов где стоимость контракта равна или ниже 0,5% НЦКМ, то есть в рамках которых определяется право на заключение контракта, размер шага приравнивается к 5% от обозначенной в 23 статье рассматриваемого Закона цены.

Дополнение списка оснований, в рамках которых возможно изменение условий контракта

Перечень обстоятельств, при наступлении которых появляется право вносить изменения существенных условий договора по соглашению участвующих в его заключении сторон, обозначен в положениях 95 статьи 44-ФЗ. Первый пункт устанавливает случаи, когда изменения производятся на основании пунктов самого контракта, в том числе при наличии единственного поставщика, либо возможность их внесения предусмотрена в сопроводительной документации закупки.

Список с 1 июля 2019 года расширяется. Теперь к случаям добавляется замена видов проводимых работ, либо изменение их объема в рамках следующих отраслей:

  • строительство;
  • работы по сохранению объектов, которые имеют статус культурного наследия;
  • снос объекта капстроительства;
  • реконструкция;
  • капитальный ремонт.

Цена контракта при этом не должна изменяться более чем на 10%. При расчете в обязательном порядке учитываются нормы бюджетного законодательства.

Дополнительно в 1 часть 44 ФЗ внесены основания, в соответствии с которыми изменяются обозначенные в договоре условия, которые независимы от цитирования в самом контракте и сопровождающих закупки документов. Новыми считаются 2 основания, по которым вносятся правки в контрактах по строительству, капремонту, реконструкции, заказу работ, призванных обеспечить сохранность объектов культурного наследования:

  1. В ходе выполнения условий договора появились обстоятельства, не зависящие от заказчика и поставщика услуг, в связи с которыми проведение обозначенных в договоре работ не представляется возможным. В перечень входит и необходимость внесение правок в разработанные проектные документы. Вносить правки можно. если выполняются некоторые дополнительные условия:
    1. Срок исполнения обязательств по договору равен или превышает 1 год. Также Правительство РФ должно разработать Постановление, в котором будет отображена предельная цена контракта. Вносить изменения можно будет только если стоимость договора будет приравнена или превзойдет обозначенное значение.
    2. Федеральный орган исполнительной власти субъекта, Правительство, местная администрация выпустит решение, которое обосновывает внесение изменений в договоры, предусматривающие совершение закупок для федеральных, региональных, муниципальных нужд.
  2. Увеличение срока исполнения обязательств в случае, если их нарушение возникает вследствие вины подрядчика, либо из-за независящих от сторон договора оснований.  К последним относится и необходимость редактирования проектной документации. Изменение производится однократно, прием переносить дату можно на срок, не превышающий первоначально установленный. Дополнительно необходимо установить новый срок, в течение которого подрядчику будут перечислены используемые в качестве обеспечение средства, если оно вносилось деньгами.

Установленное ранее ограничение для контрактов, где числился единственный поставщик услуг упраздняется в соответствии с изменением ряда пунктов статьи 93 Закона №44.

Другие поправки

Указанный список является неполным. Попробуем кратко рассмотреть оставшиеся изменения:

  1. Изменена верхняя граница цены контрактов по ряду закупок, обозначенных в 93 статье 44-ФЗ:
    1. проводимых по 4 пункту — до 300 тысяч, прежнее значение — 100 тыс. рублей;
    2. указанных в пункте 28 — до 1 млн при предыдущем показателе 200 тыс.
  2. Если договор подразумевает выполнение обозначенных работ в несколько этапов, то стоимость каждого из них определяется пропорционально снижению НМЦК, инициируемому участником закупки. Реестр при этом должен содержать сведения, устанавливающие цену всего договора, а также стоимость и срок выполнения каждого этапа контракта. А если заказчик проводит независимую экспертизу для проверки результатов исполнения соглашения, он должен направить полученное заключение в ЕИС,
  3. Сведения, обозначенные в ЕИС, а также направляемая туда документация, обязательно должны содержать идентификационный номер. Он вносится при помощи функционала системы.
  4. Предписание об указании наименования ТРУ в соответствии с Каталогом утратило силу. 
  5. Если необходимо определить в отношении сноса объектов капитального строительства НМЦК, можно использовать проектно-сметный метод. Необходимо дополнительно отображать полученные сведения о НМЦК и ЦКЕП в ЕИС и документации.
  6. Обозначенная победителем закупок стоимость контракта вносится в ЕИС. Для этого применяется специальный функционал системы. 
  7. Если договор с поставщиков расторгнут, о чем свидетельствует информация, отображенная в ЕИС, заказчик имеет право заключить соглашение с другим исполнителем, принимающем участие в закупке. Если в рамках первого договора часть обязательств подрядчиком исполнена, то указанный в соглашении объем нужно пересчитать, чтобы определить окончательный объем для нового исполнителя. Соответственно пропорционально уменьшается и стоимость контракта. Если при заключении первоначального договора в качестве требования выдвигалось предоставление обеспечения, то и на нового исполнителя накладывается подобное обязательство.
  8. Обозначен объем применения ФЗ №44 в отношении лиц, которые организуют конкурсы, аукционы и иные закупки, не попадающие в рамки рассматриваемого закона и его действия.

В подобных ситуациях не применяются следующие правила, установленные ФЗ № 44:

об обозначенном в 14 статье применении нац. режима при закупках

о применении специального кода идентификации, обозначенного в статье 23 и используемого в Каталоге ТРУ об обозначенных в 28 и 29 статье преимуществах, предоставляемых учреждениям инвалидов, учреждениям и организациям, относящимся к области уголовно-исполнительной системы;

об особенностях проведения указанных в 30 статье закупок у СМП, СОНКО

об особых требованиях, отраженных в 34 статье, применяемых к условиям договора

о сопровождении банков, нормы которого устанавливает статья 35.

Нововведения, применяемые с 31 июля 2019 г

Подлежат отмене извещение, которые ранее предусматривались при совершении закупок у одного исполнителя. Причем основание значения не имеют. Стоимость контракта, подразумевающего привлечение единственного подрядчика поставщиком, необходимо обосновывать в тексте самого договора только в предусмотренных 93 статье 44-ФЗ ситуациях.  

Проведение экспертизы, сопровождающееся привлечением независимых оценщиков, как обязанность заказчика больше не устанавливается законом. Это связано с аннулированием 4 части 94 статьи. Список ситуаций, когда следует прибегать к подобным услугам, определит Правительство РФ, выпустив соответствующие постановления.

Если закупки регулируются 5 пунктом 1 части статьи 93, то предел стоимости контракта не должен превышать 600 тысяч рублей. Соответственно и попадающие под действие данного положения заказчики не смогут проводить закупки, если их сумма составляет:

  • 5 млн в год;
  • половину совокупного объема закупок за год, но не больше, чем 30 млн руб.

Использовать возможность также вправе заказчики, которые имеют статус дом народного творчества или центр ремесел. Если работы, которые необходимо провести в рамках договора, необходимы для сохранения культурного наследия, то заказчик может ограничить возможность исполнителя привлекать к исполнению обязательств субподрядчиком.  

Если выделяются деньги, оформленные как пожертвование, то особенности их траты отражены в 223-ФЗ. Необходимо обозначить указание в положении о закупках, причем сделать это нужно до 1 октября 2019.

Что ждать 1 октября 2019 г.  

Основных изменений будет два. Расскажем о них подробнее.

Отменяется необходимость составлять план закупок. Если раньше требовалось 2 документа, то теперь можно будет ограничиться исключительно планом-графиком. Да и он, если принимать во внимание изменения 16 статьи 44 ФЗ, будет содержать меньше данных. Обязательно обозначаются только:

  1. Коды, позволяющие идентифицировать закупки.
  2. Названия объектов, принимающих участие в закупке.
  3. Размер необходимого финобеспечения.
  4. Срок, за который должны проводиться закупки. 
  5. Сведения, о проведении обязательного обсуждения закупок.
  6. Другие данные, если они будут обозначены в предстоящем Постановлении.   Вносить правки в документ нового образца станет легче. Но срок, когда их необходимо отобразить, уменьшится. Ранее отводилось 10 дней, предшествующих публикации информации в ЕИС, при условии привлечения единственного поставщика, сейчас — сутки.

Авансовые платежи с 1 октября обозначаются в извещении. При исполнении договора в соответствии с обозначенными в его тексте этапами и необходимости перевода аванса за каждый из них, предварительные выплаты определяются процентами от цены каждого этапа.

Изменения, которые вступят в силу с 1 апреля 2020 г.  

Понятие “план закупок” полностью упраздняется, как и ступенчатый контроль. Предусмотренные в рамках проведения закупок извещения, протоколы, планы-графики будут проходить проверку исключительно по двум характеристикам:

  1. Сведения должны соответствовать кодам идентификации.
  2. Соблюдение предусмотренных объемов обеспечения.

Меняется и объем контроля, производимого финорганами субъектов и муниципалитетов, а также Федеральным казначейством и ведомствами, управляющими внебюджетными госфондами, обозначенного в 5 части 99 статьи ФЗ №44-ФЗ. Проверяться будет:

  • объем финобеспечения, отображенный в планах-графика. Он не должен быть больше утвержденного и сообщенного заказчику подобного показателя, применяемого для обеспечения закупок
  • соответствием сведений о кодах идентификации закупок и соблюдение верхней границы объема финобеспечения для проведения подобных закупок, отраженных в сведениях и документации, не подлежащей размещению в ЕИС.  

В целом изменения можно оценить положительно. Однако эксперт опасаются, что в дальнейшем в правоприменительной практике все равно возникнут противоречия.

Поделиться