Влияние эпидемии на малый и средний бизнес

Как эпидемия коронавируса влияет на малый и средний бизнес в России

Из-за роста угрозы распространения коронавируса Правительством страны были приняты жесткие меры, направленные на недопущение развития эпидемии. Меры можно назвать беспрецедентными – введено ограничение на авиасообщения практически со всеми странами, школы отправлены на каникулы или перешли на дистанционное обучение. Бизнесу также рекомендовано перевести сотрудников на удаленный режим работы. Но главная угроза не в этом, в связи с развитием пандемии резко упал спрос на некоторые товары и услуги, что спровоцировало настоящий коллапс в некоторых отраслях экономики.

Малый бизнес

Ситуация в экономике и угрозы для бизнеса

Отечественные предприниматели уже ощутили на себе негативные последствия, связанные с пандемией коронавируса. На это наложилось падение цен на нефть, которое ударило по национальной валюте. Падение мировых рынков, панические настроения порождают серьезные угрозы. Власти России предприняли ряд решительных шагов для стабилизации ситуации, в том числе для поддержки бизнеса.

В некоторых СМИ проскальзывают мнения, что Правительство делает недостаточно, необходимы более жесткие меры. Но так ли это? Если сравнивать текущую ситуацию с 2014 годом, можно провести некоторые параллели в том, что перед страной встали новые, сложные вызовы. Но между тем и нынешним положением дел большая разница:

  • Во-первых, сложная ситуация сложилась практически по всему миру, в России же ситуация относительно стабильная. Поэтому удержать ее проще, работая на опережения, не допуская распространения заболевания внутри страны.
  • Во-вторых, экономика России подготовлена к кризису. По мнению многих аналитиков, накопленные резервы позволят относительно спокойно пережить сложную ситуацию без существенных стрессов для экономики.
  • В-третьих, программа импортозамещения и государственная поддержка малого, среднего бизнеса позволила диверсифицировать риски, снизить зависимость от геополитических факторов и внешних рынков.

На малый и средний бизнес возлагаются особые надежды на фоне надвигающегося мирового кризиса, вызванного пандемией COVID-2019. Небольшие компании меньше зависят от поставок из-за рубежа, на них меньше сказывается колебание национальной валюты. Но несмотря на гибкость и стрессоустойчивость, в такое сложное время МСП не обойтись без поддержки государства.

Какие отрасли пострадали больше всего

Больше всего пострадал бизнес, который зависел от импорта, занимался производством и реализацией товаров для роскоши, предоставлял услуги, работал в сфере развлечений. В связи с закрытием транспортных сообщений с Китаем и рядом других стран, колоссальные убытки стали терпеть туроператоры и транспортные компании. Удар пришелся и по отельному, ресторанному бизнесу. Ситуация складывается такая, что люди больше думают о товарах первой необходимости, чем о развлечениях.

Пустое кафе

Несмотря на девальвацию рубля, покупательская способность населения пострадала не сильно. Другое дело, изменились потребительские предпочтения. Люди бросились покупать товары первой необходимости. Власти не вводили ограничения на работу продуктовых магазинов и супермаркетов, но пустыми полками сегодня уже не удивишь. Товары, особенно продукты, лекарства, средства гигиены, мгновенно раскупаются.

Власти призывают не поддаваться панике, обещают жестко наказывать за спекуляции и распространение фейков о COVID-2019. Также обещают поддержку бизнесу, что не может не внушать оптимизм.

Государство не оставит в беде

Регионы вводят беспрецедентные меры с целью не допустить распространение опасного вируса. В Москве запретили проводить мероприятия с участием более 50 человек. Лицам, которые находятся в зоне риска (имеющие хронические заболевания, пенсионеры и т.д.), без особой надобности рекомендуют не выходить из дома. Власти ввели временный запрет на посещение кинотеатров, библиотек, театров.

Из-за этого многие сферы бизнеса оказались на грани выживания, но государство обещает не бросить в беде. Эксперты называют основной угрозой – падение покупательского спроса, особенно в сфере услуг. Для недопущения критической ситуацией, Правительство предприняло определенные шаги.

Были выделены деньги для стимулирования фармацевтической сферы, производства средств профилактики и защиты от вирусных заболеваний. Предприятиям торговли обещают льготные кредиты для формирования достаточных объемов запасов, чтобы не допустить пустых прилавков и панических настроений.

Предприятиям, испытывающим острую нехватку оборотных средств, предоставят кредитные каникулы, проведут реструктуризацию текущей задолженности. Также власти обещают ввести временный запрет на проведения проверок, хотя не лишним было бы ввести налоговые каникулы, чтобы снизить давление на бизнес.

Проблема оборотных средств для многих предприятий – критическая. В этом вопросе Правительство обещает помочь. Представители МСП получат льготные кредиты под 8.5% в общем размере 1 трлн рублей. Кроме того, предприятиям фармацевтической сферы облегчен доступ к кредитованию.

Подобрать нужную меру поддержки для малого и среднего бизнеса можно в разделе «Меры поддержки МСП»

Снимается ряд ограничений по всем видам кредитов, отраслям. Допускается отсрочка арендной платы для МСП на региональном уровне до трех месяцев. Банкам разрешили работать с заемщиками из транспортной сферы и туризма без ухудшения оценок финансового положения. Обещают не оставить без помощи отрасли, которые пострадали больше всего (туризм, авиаперевозки), для них разработан механизм введения отсрочки по уплате налогов.

Правительство постоянно мониторит ситуацию, при ее изменении готово ввести новые меры поддержки. Особенно это касается предприятий, которые занимаются производством, импортом и торговлей социально значимых товаров.

Бизнесмены

Несмотря на сложность ситуации, на данный момент удается держать ее под контролем. Государственные меры по поддержке малого и среднего бизнеса помогут пережить непростое время. Остается надеяться, что ситуация с пандемией коронавируса в скором времени разрешится. Но нужно подстраиваться под новые условия. Если необходимо – сокращать производство, переориентировать производство. Малому и среднему бизнесу сделать это проще, тем более, если есть поддержка со стороны государства.

Поделиться