истец не проявил должную осмотрительность

Что такое должная осмотрительность при работе с контрагентами?

Современному бизнесу необходимо быть осмотрительным при выборе контрагентов. Партнера нужно проверить до заключения договора и убедиться, что вы имеете дело не с фирмой-однодневкой. Использование такой схемы сокрытия налогов – распространенная практика, с которой государство активно борется. Если компания не проявила должную осмотрительность при выборе контрагента, у налоговой службы к ней могут появиться претензии, что грозит штрафами и существенными убытками.

Почему необходимо проявлять должную осмотрительность?

Понятие «должная осмотрительность» в действующем законодательстве не раскрыто. В налоговую практику оно было введено постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53. В проявлении должной осмотрительности при выборе контрагентов заинтересована в первую очередь налоговая служба, одной из задач которой является выявление операций, влекущих за собой получение необоснованной налоговой выгоды. Особое внимание уделяется операциям, связанным с расчетом налога на прибыль и НДС.

Помимо налоговых служб, в проявлении должной осмотрительности бизнесом заинтересованы и другие субъекты:

  • Банки – на них законодательством возложена функция контроля над определенными операциями, также они заинтересованы в стабильном финансовом положении фирм, которым были выданы кредиты;
  • Владельцы бизнеса – они максимально заинтересованы в снижении рисков деятельности компании (срыв поставок, недоимка, штрафы ИФНС  и т.д.)

Предпринимательская деятельность связана с определенными рисками и один из них – неправильный выбор контрагента, который может повлечь для плательщика налога негативные последствия. Если налоговая служба докажет фиктивность операций, это грозит доначислением налогов и штрафными санкциями, в некоторых случаях уголовной ответственностью должностным лицам.

На что обращать внимание при выборе партнера?

Перед тем, как заключать сделку с новым партнером, необходимо предварительно провести его проверку. Внимание рекомендуется обращать на следующее факторы:

  • Реальность деятельности – необходимо собрать информацию о потенциальном партнере и удостовериться, что фирма реальная и работает на рынке. Существует много способов это проверить. У практически каждой реальной компании есть свой сайт, для некоторых видов бизнеса обязательно наличие лицензии, сертификатов и других разрешительных документов. Если у компании есть собственный офис, автомобильный парк, производственные мощности — это также свидетельствует о реальности бизнеса.
  • Черные списки – необходимо проверить, нет ли компании в так называемом черном списке. Сделать это можно на сайте ФССП, ФНС, Генеральной прокуратуры.
  • Должностные лица – рекомендуется присутствовать лично при подписании договора и убедиться в том, что его подписывает реальное должностное лицо. Также нужно убедиться, что подписывающее контракт лицо имеет на это полномочия. А документы, которые наделяют ими (например, доверенность), действительны, срок действия их не истек.
  • Уставной капитал – показатель косвенный, но может свидетельствовать о надежности партнера. Если у компании уставной капитал, в сотни раз превышает минимальный, то это свидетельствует о том, что компания надежна.

Существуют и другие инструменты проверки контрагента. Например, всевозможные онлайн сервисы, которые общедоступны. Проверить потенциального партнера не составит труда. Как правило, достаточно ввести ИНН компании, и система выдаст о нем подробные сведения (вид деятельности, дата регистрации, размер уставного капитала, учредителей и др.).

Аргументы в пользу проявления должной осмотрительности

Для проявления должной осмотрительности при проверке контрагента рекомендуется использовать любые методы. Аргументом в вашу пользу может быть любая документация. Всю получаемую информацию о будущем партнере рекомендуется иметь в виде документов (электронных писем, копий документов, видеозаписей и т.д.). На партнера можно завести специальное досье и хранить в нем всю документацию. Такое досье поможет обосновать выбор контрагента перед налоговой службой.

Судебная практика свидетельствует о том, что не проявление должной осмотрительности и халатное отношение к оценке репутации контрагента может иметь негативные последствия. Например, в Определении ВС РФ №304-КГ17-20134 от 15.01.2018 года судом был отклонен аргумент компании, указывающей на отсутствие в налоговом законодательстве такого понятия, как должная осмотрительность. Налогоплательщик настаивал, что конкретные процедуры проверки контрагентов не прописаны и нет четких критериев, по которым можно судить о должной осмотрительности. Но суд эти аргументы не принял.

Чтобы обезопасить себя, не попасться в сети недобросовестного партнера и избежать штрафов со стороны контролирующих органов, новых контрагентов нужно обязательно проверять. Воспользовавшись специальным сервисом «ТАСС-Бизнес» и потратив немного времени можно обезопасить себя и избежать ненужных рисков. При этом, стоит отметить, что для представителей малого и среднего бизнес (МСП), сервис дает бесплатные расширенные возможности для проведения процедур по должной осмотрительности.

Для всех желающих изучить все возможности «ТАСС-Бизнес» можно воспользоваться формой ниже и получить бесплатно три дня полного доступа без ограничений.

Ваше имя (обязательно)
E-mail, на который будет отправлен ответ
ИНН компании
Ваш телефон

Присоединить файл:

Политика Конфиденциальности
Я соглашаюсь с политикой конфиденциальности ТАСС-Бизнес
Поделиться