Разбираемся подробно в важном понятии «аффилированность», используемом в деловой практике, отчетах крупных компаний и при описании преступлений в области экономики. Оцениваем важность проверки аффилированности в рамках ведения вашего бизнеса.
Понятие ввели в 1992 году, когда был принят впервые закон о конкуренции. Термин по большей части имеет отношение к корпоративному праву и рынку ценных бумаг.
Аффилированность – это возможность фирмы или какого-то определенного лица влиять на организацию финансово-хозяйственной деятельности юридического лица или частного предпринимателя. В большинстве случаев связь носит двусторонний характер и именуется никак иначе, как взаимозависимость. Так, например, аффилированность представлена в налоговом кодексе. В некоторых случаях ее также называют вступлением в членство. В антимонопольных законах можно встретить ее под названием «круг лиц».
Лица и фирмы, имеющие влияние на иные субъекты экономики, называются аффилированными лицами. Они могут контролировать деятельности и принимать важнейшие решения в управлении:
- заключение серьезной сделки на солидную сумму;
- реорганизация с использованием процессов слияния или поглощения;
- изменение руководящих лиц, схемы управления и т.п.
Об аффилированности можно судить по следующим признакам:
- возможность голосовать на одном из собраний акционеров;
- наличие пакета акций, с помощью которого повлиять на то, что решено на собрании;
- наличие доли в уставном капитале;
- родство с кем-то из главных лиц фирмы: с руководителем, директором, членом правления;
- возможность отменить или приостановить какие-либо события или действия.
Зачем проверять аффилированность?
Данные об аффилированности компании и ее владельца нужны, чтобы проверить потенциального контрагента перед заключением контракта и принятия решений о возможности проведения сделки с ним.
Когда вы анализируете и проверяете информацию о возможном партнере, стоит узнать, какое количество подразделений у него имеется, сколько фирм учреждено, есть ли доля в других компаниях, управляет ли другими компаниями. Это и называется проверка аффилированности юридического лица. Директора обычно также проверяют на аффилированность: где он числится владельцем и руководителем одновременно, учредителем скольких компаний является, есть ли статус ИП.
Если имеются зарегистрированные обособленные подразделения, например, филиалы или представительства, а также учрежденные организации, то можно существенно снизить риск при работе с потенциальным партнером. Если же налицо признаки «массового заявителя», то есть директор является руководителям в большом количестве фирм, это плохой знак, возможно, компания, с которой вы хотите сотрудничать, является неблагонадежной. Компанией однодневкой она будет считаться и в случае, если она оформлена на непонятное лицо, являющееся также «массовым заявителем». Категорически не рекомендуем связываться с такими компаниями, чтобы лишний раз не рисковать финансами и не вызывать подозрения у налоговой инспекции. Тщательно выполняйте проверку связанных компаний и лиц.
Также это необходимо для упрощения контроля и отчета перед государственными органами по контрактам с зависимыми компаниями и людьми при сохранении антимонопольного и антикоррупционного законодательства. Информация также передается собственнику, акционерам, налоговой инспекции и другим контролирующим органам в ходе проведения проверки.
Третья функция данных об аффилированности: контроль внутри организации и снижение риска от недружественного поглощения.
Как проверить аффилированность компаний/контрагента?
- Вы можете просто запросить список аффилированных лиц у контрагента. Но имейте в виду, компании имеют полное право не собирать и не раскрывать эту информацию. Поэтому этот пункт не может дать точной информации, зависит от потенциального партнера. Используйте более надежные способы проверки на аффилированность.
- Пройдитесь по вышеописанным признакам аффилированности. Есть ли они? Способ также не очень надежный и эффективный, поскольку собрать данные, возможно, окажется весьма затруднительно.
- Воспользуйтесь сервисом ТАСС-Бизнес по проверке контрагента. Сервис позволяет проанализировать связи между компаниями, связи руководителей и учредителей, связи одной компании, а также установить конечных собственников. Все данные о компаниях доступны подписчикам Премиум ПРО-доступа.
Защитите свой бизнес от краха, узнайте о рисках при сотрудничестве с потенциальным партнером еще до заключения сделки. Плодотворной работы!