Анализ связей компании

Аффилированность и связи компании

Разбираемся подробно в важном понятии «аффилированность», используемом в деловой практике, отчетах крупных компаний и при описании преступлений в области экономики. Оцениваем важность проверки аффилированности в рамках ведения вашего бизнеса.

Понятие ввели в 1992 году, когда был принят впервые закон о конкуренции. Термин по большей части имеет отношение к корпоративному праву и рынку ценных бумаг. 

Аффилированность – это возможность фирмы или какого-то определенного лица влиять на организацию финансово-хозяйственной деятельности юридического лица или частного предпринимателя. В большинстве случаев связь носит двусторонний характер и именуется никак иначе, как взаимозависимость. Так, например, аффилированность представлена в налоговом кодексе.  В некоторых случаях ее также называют вступлением в членство. В антимонопольных законах можно встретить ее под названием «круг лиц».

Лица и фирмы, имеющие влияние на иные субъекты экономики, называются аффилированными лицами. Они  могут контролировать деятельности и принимать важнейшие решения в управлении:

  • заключение серьезной сделки на солидную сумму;
  • реорганизация с использованием процессов слияния или поглощения;
  • изменение руководящих лиц, схемы управления и т.п.

Об аффилированности можно судить по следующим признакам:

  • возможность голосовать на одном из собраний акционеров;
  • наличие пакета акций, с помощью которого повлиять на то, что решено на собрании;
  • наличие доли в уставном капитале;
  • родство с кем-то из главных лиц фирмы: с руководителем, директором, членом правления;
  • возможность отменить или приостановить какие-либо события или действия.

Зачем проверять аффилированность?

Данные об аффилированности компании и ее владельца нужны, чтобы проверить потенциального контрагента перед заключением контракта и принятия решений о возможности проведения сделки с ним.  

Пример связей компании

Когда вы анализируете и проверяете информацию о возможном партнере, стоит узнать, какое количество подразделений у него имеется, сколько фирм учреждено, есть ли доля в других компаниях, управляет ли другими компаниями. Это и называется проверка аффилированности юридического лица.  Директора обычно также проверяют на аффилированность: где он числится владельцем и руководителем одновременно, учредителем скольких компаний является, есть ли статус ИП.

Если имеются зарегистрированные обособленные подразделения, например, филиалы или представительства, а также учрежденные организации, то можно существенно снизить риск при работе с потенциальным партнером. Если же налицо признаки «массового заявителя», то есть директор является руководителям в большом количестве фирм, это плохой знак, возможно, компания, с которой вы хотите сотрудничать, является неблагонадежной.  Компанией однодневкой она будет считаться и в случае, если она оформлена на непонятное лицо, являющееся также «массовым заявителем». Категорически не рекомендуем связываться с такими компаниями, чтобы лишний раз не рисковать финансами и не вызывать подозрения у налоговой инспекции. Тщательно выполняйте проверку связанных компаний и лиц.

Также это необходимо для упрощения контроля и отчета перед государственными органами по контрактам с зависимыми компаниями и людьми при сохранении антимонопольного и антикоррупционного законодательства. Информация также передается собственнику,  акционерам, налоговой инспекции и другим контролирующим органам в ходе проведения проверки.

Третья функция данных об аффилированности: контроль внутри организации и снижение риска от недружественного поглощения.

Как проверить аффилированность компаний/контрагента?

  1. Вы можете просто запросить список аффилированных лиц у контрагента. Но имейте в виду, компании имеют полное право не собирать и не раскрывать эту информацию. Поэтому этот пункт не может дать точной информации, зависит от потенциального партнера. Используйте более надежные способы проверки на аффилированность.
  2. Пройдитесь по вышеописанным признакам аффилированности. Есть ли они? Способ также не очень надежный и эффективный, поскольку собрать данные, возможно, окажется весьма затруднительно.
  3. Воспользуйтесь сервисом ТАСС-Бизнес по проверке контрагента. Сервис позволяет проанализировать связи между компаниями, связи руководителей и учредителей, связи одной компании,  а также установить конечных собственников. Все данные о компаниях доступны подписчикам Премиум ПРО-доступа.

Защитите свой бизнес от краха, узнайте о рисках при сотрудничестве с потенциальным партнером еще до заключения сделки. Плодотворной работы!

Поделиться